Kane and Lynch: Dead Men - смертники быстрого реагирования. Обзор игры Kane & Lynch: Dead Men Kane lynch dead men отзывы

Суровый наемник и «стукнутый на голову» психопат, люто ненавидящие друг друга, но по ряду причин вынужденные работать вместе — такая сюжетная затравка , подробно изложенная задолго до релиза, должна была положить начало заведомо шокирующему, потрясающему сюжету о нелегкой судьбе американских подонков, чудом избежавших смертной казни в последний момент. Чтобы так преподнести и столь успешно пропиарить продукт до выхода, нужна была целая бригада опытных профессионалов. Но закончилась ли удачно попытка IO Interactive отойти от темы «Хитмана» ? Сейчас все узнаете сами.

Скомканный вступительный ролик фактически повторяет один из предрелизных трейлеров, называвшийся «Kane and Jenny»: письмо, фургон, угрюмый баритон где-то за кадром, «это мой последний шанс» и так далее, и тому подобное. Буквально сразу же следуют авария и побег, дилетант Линч, неумело удушающий бедного копа где-то неподалеку, а также крики, выстрелы, паника — все, как полагается. Вот только динамика никак не хочет появляться, все происходит как-то неохотно и чрезвычайно медленно, хотя и впечатляет своим размахом — не первой свежести Hitman"овскому движку подобное выводить на экран ранее еще не приходилось. Толпы глупых полицейских носятся из угла в угол, вызывая подкрепление, которое тут же появляется на дюжине автомобилей и моментально подрывается на месте из-за парочки шальных пуль, успешно пробивших бензобаки, а в небе тем временем беснуется вертолет, с борта которого дипломированный офицер что-то яростно вещает в «матюкальник». Типичное начало стандартной «бодяги» про «хороших плохих парней» налицо.

Гражданин Кейн, бывший некогда примерным семьянином, четырнадцать лет тому назад бросил жену с дочерью и подался в наемники на службу к преступному синдикату The7. В меру плодотворное сотрудничество закончилось после провала крупной операции, в результате которого верхи группировки вроде как отошли в мир иной, а на руках у Кейна оказалось нечто чрезвычайно важное. Только вот незадача — судьба-злодейка нашему герою уготовила сюрприз: он (по неосторожности своей) попался в руки правосудия и был приговорен к высшей мере. Тем не менее, умереть на электрическом стуле ему не было суждено: в процессе транспортировки двух смертников произошла авария, и Кейн с Линчем, обвиненным в убийстве собственной жены при отягчающих обстоятельствах, оказались на свободе. Ну, или почти на свободе. Бригада нечистоплотных сайгаков — правящая верхушка The7 — к сорванной казни имеет самое прямое отношение. За Кейном должок, и если он его вернет, то погибнет за свое предательство в гордом одиночестве, а ежели нет, то еще и супругу вместе с дочерью на тот свет отправят. В качестве гарантии того, что парень не рискнет сделать непоправимую глупость, в напарники ему ребята из «Семерки» приставляют патологического психопата Линча.

Повествование в игре скомкано, сюжет преподносится сумбурно и торопливо — ощущение такое, что уровней и роликов планировалось изначально вдвое больше. События сами по себе достаточно банальны: под присмотром Линча, которого подрядили ежедневно докладывать обстановку, грабим банк, уходим от погони, берем заложницу и требуем выкуп, но все раз за разом идет далеко не так, как планировалось из-за нестабильной, мягко говоря, психики нашего соратника. Резкий поворот сюжета ближе к середине призван впечатлить своей неожиданностью, но не справляется с этим — изначально ясно, что на всю игру поиски некоего кейса не растянешь, динамика и без того хромает. Увы и ах: далее все становится только хуже. Урбанистический антураж мегаполиса резко сменяется полуразрушенной архитектурой охваченной пламенем гражданской войны Гаваны, где криминальная драма Kane & Lynch: Dead Men превращается в нудную стрелялку ни о чем. Сперва на улицах города, а после и вовсе в джунглях бригада наемников с Кейном и Линчем во главе монотонно штурмует блокпосты и отстреливается от разведгрупп противника — форменный Crysis , только без шикарной графики, физики и нанокостюма. А кому он такой нужен?

Шикарного, трогательного, впечатляющего финала тут нет, хотя очень хотелось его увидеть. Из двух идиотских концовок «правильная» хуже «ложной», а сам последний уровень по странной логике разработчиков полностью лишен тактики и представляет собой типичный дешевый тир на колесах. Досадно.

Глаголом жгут…

Местный интерфейс хорош своим отсутствием. Отсутствует даже индикатор здоровья, что, на взгляд автора, очень и очень хорошо. Несмотря на множество недоработок по части сюжета, играть в Kane & Lynch все равно интересно просто потому, что геймплей основывается на умении не только выбрать правильную тактику, но и сделать это вовремя — пока вас не застрелили. Никаких тебе аптечек — ставка на суровый реализм полностью себя оправдывает, и ежели один раз можно рухнуть навзничь в приступе болевого шока, зная, что кто-нибудь из коллег обязательно подбежит и неуклюже введет адреналин, то в дальнейшем лучше под пули не соваться. Кроме того, следует учитывать еще и то, что лечить точно так же поддавшегося боли члена команды придется, скорее всего, лично вам, ибо друг друга компьютерные болванчики исцеляют почему-то гораздо менее охотно, нежели своего командира.

Управление соратниками, к слову, упрощено донельзя: «стоять», «атаковать» и «следовать за мной» — все, что они умеют. Тем не менее, это простительно — выбора вполне хватает для выполнения здешних миссий, а фразы, которыми герои обмениваются при этом, моментально отвлекают от грустных мыслей. Да и вообще местные диалоги — сильная сторона проекта. Ролики практически отсутствуют, но между уровнями во время загрузок и прямо в процессе выполнения заданий главные герои стабильно выдают крайне качественные и великолепно озвученные реплики, внося в довольно однообразный процесс долю иронии, атмосферности и причастности к событиям.

Вопреки вполне логичным подозрениям, на Hitman все это действо категорически не похоже. Stealth-элементы практически отсутствуют, а большинство ситуаций сопровождаются бурной паникой мирных обывателей и торопливыми действиями вражеских подразделений, так что ползать в тени и подкрадываться к неприятелям решительно некогда, хотя попробовать можно. Автору этих строк удалось найти лишь одно место в игре, где скрытная методика реально действенна и даже более предпочтительна, нежели агрессивный штурм позиций соперника.

Страница 1: Непруха
Страница 2: Кейн и баг

Кейн и баг

Еще один плюс K&L — звук. Впрочем, не сказать, что он хорош во всех своих проявлениях. От Джеспера Кида изначально хотелось получить порцию несколько более оригинальных треков, да и полное отсутствие в проекте весьма достойного мотива, дебютировавшего еще в первом тизере, разочаровывает. Тем не менее, для главного меню разработчики постарались — музыкальный фон там вышел очень и очень ничего, даже трогательно.

Ragdoll-физика несколько изменилась со времен Blood Money, в лучшую сторону.

Всегда лучше обойти врага, грамотно выбирая укрытия.

Кейн передает пламенный привет Номаду и Crysis.

Выжить в такой ситуации можно только в том случае, если быстро и метко стрелять.

Специфический местный аналог смерти: контроль над протагонистом теряется, гамма вспыхивает ярко-белым, а звуковой фон окружения отходит на задний план, уступая место цитатам из жизни Кейна и прошлых миссий.

Графически же со времен Hitman: Blood Money проект ушел недалеко. Более того, попытки хоть немного улучшить картинку результата не дали — мягкие тени получились криво, а на производительности и оптимизации все это сказалось самым худшим образом: местами движок изо всех сил прокашливается и начинает упорно тормозить до тех пор, пока геймер не покинет нестабильную зону. Первая версия Kane & Lynch для кого-то станет неиграбельной вовсе, ибо присутствуют немотивированные выбросы на рабочий стол, что очень мешает, ведь возможность сохраниться отсутствует, а периодичность вылетов — от двух до пяти минут. Выход единственный и годен не для всех: оставить табличку об ошибке без внимания и просто развернуть игру обратно. Тем же, у кого вылеты отчетом не сопровождаются, можно только посочувствовать.

Казалось бы, ну вовсе игра не удалась — сплошные недоработки, упущения и ляпы. К счастью, это не совсем так. Как уже говорилось, играть в K&L интересно, но делать это еще и удобно — благоприятное впечатление оставляет и местная раскладка клавиш управления. Чтобы максимально вовлечь игрока в сам процесс, чтобы не отвлекать его от обдумывания тактики, разработчики благополучно упростили и оптимизировали буквально все, до чего только смогли дотянуться. Весьма удачный ход — автоматическая перезарядка: в ключевых точках и в спокойной обстановке Кейн сам перезаряжает оружие, если обойма не полная, в качестве же клавиши вынужденной перезарядки выбрана «Е». Впрочем, все остальное — ближний бой, спуск по веревке, выполнение произвольного действия и т.д. — все грамотно сбалансировано и привязано к единственной клавише, так что вам не придется долго привыкать к управлению и запоминать значение множества различных кнопок. Стоит ли после этого упоминать, что укрытия протагонист использует тоже автоматически.

Как же обстоят дела непосредственно со стрельбой? Этот вопрос мы специально оставили на сладкое. Все предельно просто, ничего принципиально нового нет: джентльменский набор из двух стволов (пистолет и что-нибудь потяжелее), пара видов гранат и прекрасно анимированная, но почти невостребованная рукопашка. Правда, зачем-то прикрутили возможность «стрельбы вслепую»: спрятались за углом и жмем на клавишу выстрела, предварительно не прицелившись. Протагонист стреляет, почти не высовываясь, но решительно никуда не попадает и не попадет — на то стрельба и зовется «вслепую». Кому и зачем это надо, особенно учитывая, что время прицелиться есть практически всегда, — загадка.

Искусственный интеллект, по большому счету, отсутствует как класс: соперники, единожды выбрав место для ведения бессмысленного огня, практически не перемещаются и послушно ждут, пока их уничтожат. Стадный инстинкт и работа в команде для них — одно и то же, тактика полностью отсутствует. Зато палят хлопцы дружно в одну точку, отдавая предпочтение именно протагонисту, и палят они, надо заметить, крайне метко. Иногда даже кажется, что гораздо более точно, чем позволяет оружие у них в руках.

Странно, что разработчики вовремя не заметили, что созданный ими механизм исправно работает только в городе и преимущественно в толпе или суматохе. Миссия в ночном клубе — пожалуй, лучшее, что есть в Kane & Lynch: напряженная, сложная, оригинальная. Переменное освещение, толпа народа, неприметные охранники по углам и Линч с заложницей наперевес, коего нужно из помещения благополучно вывести. Здесь не имеет значения тактика, не нужен особо умный ИИ врагов, здесь есть главное — грамотно созданная критическая ситуация, в которой придется по-настоящему выживать в диких условиях молодежного сборища.

А что в финале?

Kane & Lynch обречена на продолжение так же, как и на экранизацию. Возможно, с выходом фильма и после нескольких патчей перспектива пройти игру до конца будет несколько более привлекательной, однако следует учесть, что, невзирая на все перечисленные недостатки, Kane & Lynch ни в коем случае не является проходной поделкой. Купить ее и дойти хотя бы до середины следует каждому уважающему себя поклоннику жанра, ибо у серии однозначно есть будущее и, возможно, даже большое. Да и кооперативный режим прохождения с мультиплеером в довесок к синглу — хороший повод ознакомиться с продуктом.

  • Отличный звук;
  • Удобное управление;
  • Легкость освоения;
  • Колоритные типажи;
  • Кооперативный режим прохождения.
  • Банальный сюжет;
  • Устаревшая графика;
  • Неуместная и скучная «военная» кампания.

Завлекая игрока всепоглощающей кинематографичностью и интересной историей, эта игра, все-таки, оставляет двойственное впечатление. Даже тем, кто не знаком лично с Freedom Fighters, наверняка покажется, будто что-то такое он уже где-то видел. И речь вовсе не о Hitman. IO Interactive не дает нам времени на размышления: к сожалению, переняв у кинематографа зрелищность, очередной проект от создателей Бесшумного Убийцы, заразился у киношников самой страшной для игр болезнью. Скоротечностью.

Kane & Lynch: Dead Men
(в России игра известна под названием Kane & Lynch: Смертники ).

Порой врагов так много, что можно особо и не целиться.


Потаенные дорожки судьбы сделали из примерного семьянина Кейна кровожадного наемника, который едет в тюремном фургоне к месту, где ему предстоит встретиться с высшим судом. Компанию смертнику составляет психопат Линч, который в припадке сумасшествия убил собственную жену (не вполне понятно за что его так: все-таки, по идее, больные на голову должны сидеть в психушке… ну да бог с ним). Но так получилось, что Кейну еще рано отправляться на тот свет, пока на свете этом у него имеются долги. Некая таинственная организация, в которой когда-то состоял Кейн, совершает налет на фургон, освобождает смертников и ставит их перед выбором: или они делают то, что им скажут, или им конец. От Кейна требуется добыть кейс, который очень нужен этой организации («The7»). Дабы бывший наемник соображал быстрее, ему добавляют мотивации сообщением о том, что его жена и дочь находятся в руках головорезов, а тем отдан приказ прикончить женщин по истечении определенного срока. Дабы Кейну не пришло в голову чего-нибудь эдакого, «The7» приставляют к нему… Линча. Видимо, они плохо знают его, иначе бы не доверили бы психу столь ответственное задание.

Впрочем, добыть кейс – задача непосильная для свежеиспеченной банды, поэтому события развиваются совсем не по тому сценарию, о котором, видимо, мечтал Кейн. Но рассердившись (в очередной раз) на злодейку-судьбу, он берет себя в руки и решает устроить кровавую баню. Как вы уже наверное поняли, управлять в игре мы будем Кейном, но нас постоянно будет сопровождать как минимум один человек – Линч. Эти «герои» настолько непохожи друг на друга, что в любой другой ситуации они наверняка бы даже не зашли в один лифт. Но выбирать не приходится. Брутальный Кейн со сломанным носом (ему его «повредили» во время освобождения) обладает тринадцатилетним опытом бесконечных бесчинств, разбоев и прочих безобразий. Понятное дело, что работать в паре с длинноволосым очкариком Линчем, который себя-то контролировать не может – что уж тут о ситуации заикаться, ему не особо приятно. Отсюда и постоянные посылы друг друга куда подальше, потоки ругательств и разборки. Но в бою от напарников гораздо больше толку: дело в том, что человеческих сохранений в игре нет (эх, IO) – имеется только система чекпоинтов, причем контрольные точки, почему-то, располагаются ДО непропускаемых роликов и прочей дребедени. Так вот если Кейна серьезно ранят, то вам не придется с грустью в сердце загружать последний чекпоинт: товарищ по команде подбежит к герою и вколет ему адреналин (однако особо заигрывать со смертью не стоит: адреналин не всесилен).


В динамике все это выглядит еще лучше. На мощных компьютерах...


Поначалу рождается робкая надежда если не на что-то вроде Hitman, то хотя бы на симулятор бандформирования. Как бы не так. История стремительно набирает обороты, гильзы летят во все стороны, черепа проламываются ножами, а стандартная боевая сцена в K&L – побоище в духе Call of Duty 4 (с поправкой на командные действия и вид от третьего лица). Для начала мы потихоньку вырезаем целую роту полицейских, затем нас ждет стандартная погоня со стрельбой, но затем мы вдруг оказываемся в банановой республике, в которой совершенно случайно идет война. Вполне естественно, что мы встаем на сторону партизан – ведь «The7» поддерживает местного президента. Первая миссия из цикла «бесконечное мясо» называется Freedom Fighters. Неприятный сюрприз, зато честно.

Геймплейных новшеств в сравнении с другими играми жанра в K&L не особо и много. Спускаться по тросу с крыши небоскреба – это круто, но, увы, заботливые дизайнеры подготовили только одну-единственную точку, в которой можно спуститься вниз. Те же люди ответственны за абсолютно линейные уровни, которые условно можно представить в виде «зал-коридор-зал-коридор…», где зал – место с большим количеством колон или любых других импровизированных укрытий, а коридор – путь к очередному залу. Но способность стрелять из-за угла дорогого стоит: укажите прицелом-точкой в противника, и Кейн, предусмотрительно оставшись за углом, произведет сеанс беспорядочной стрельбы в указанном направлении. Можно потратить время на прицеливание, но тогда имеется весьма высокий шанс получить пулю в лоб.

Средств умерщвления врагов не очень много – пожалуй, с арсеналом, который выдается на очередную миссию, ее вполне можно пройти. В нашем распоряжении дробовики, автоматы, снайперское ружье, пистолеты, гранаты, плюс ручной и стационарный пулеметы, а также гранатометы. Причем из трех доступных «слотов» два всегда занимают пистолет и гранаты, а вот над тем, что взять с собой в дорогу в качестве финального аргумента, предстоит поломать голову. Также у Кейна в арсенале имеется незаменимый ножик, который он пускает в дело в случае тесного контакта с противником. Оружие можно передавать соратникам, что производится путем нехитрых манипуляций с клавиатурой. Вообще, управление стало заметно легче даже в сравнении с Blood Money. За все действия отвечает клавиша «E» (Кейну не удастся сорваться в глубокую расщелину, а если не удается куда-то пройти, то надо нажать… верно – «E»), но прятаться за углом еще проще – надо просто подойти к нему. Отключаем мозг, погружаемся в нирвану – столь простого управления лично я уже и не упомню. Кстати, ближний бой также «активизируется» всемогущей «E»…

Однако ИИ не радует особым разнообразием или желанием уничтожить своего врага. Выбрав местечко потеплее, солдатик залегает за бочкой и методично расстреливает кого-то в команде Кейна, позволяя последнему абсолютно безнаказанно разить его тылы. Противники не особо подкованы в плане боевых искусств – стоит кому-то из них слишком близко подбежать к Сломанному Носу, как у бедняги-копа (солдата, бандита...) нет ни единого шанса. Тут даже думать не надо – если перед вами несколько врагов, лучше не цельтесь в них из винтовки, а подбегите поближе и воткните в каждого по ножику.

Графика радует глаз, но надо понимать, что это не тот next-gen, которого, быть может, кто-то ждал. Пули сбивают штукатурку и плитку со стен, гранаты разбрасывают во все стороны трупы врагов, а движок довольно шустро справляется с большим количеством NPC. Звук в игре великолепен – актеры честно отработали свой хлеб, но вот музыка, откровенно говоря, подкачала. То ли ее нет вообще, то ли она звучит крайне редко и невзрачно. Жаль.


Разрушаемые интерьеры, паникующие горожане - красота...


Нам обещали киношный сюжет, ураганный геймплей и красочную графику. Все, что нам показывали в роликах и обещали в интервью – сбылось. Это правда, все это в игре есть. Но K&L проходятся за один субботний вечер, оставляя целый ворох вопросов, главные из которых: почему так быстро и зачем так легко? Неизвестно вернутся ли колоритные персонажи «Смертников» на мониторы ПК (кто знает какая из всех возможных концовок является настоящим финалом игры), но мы уже сейчас знаем, что продолжению – быть. На экранах кинотеатров. Coming soon…

Кейн и Линч — плохие ребята. Не только потому, что один из них — наемник, сгубивший немало людей ради звонкой монеты, а другой — садист с покалеченным мозгом. Этот дуэт уголовников угодил в самый слабый проект датской студии IO Interactive. В игру, мечтавшую быть похожей на фильм.

Их разыскивает Сорок Седьмой

Усилия не пропали даром. Голливуд взял Kane & Lynch на заметку, ведь сценарий так и просится на целлулоид. Приговоренные к смертной казни бегут из-под стражи во время перевозки в тюрьму с «зеленой милей». Спасли их от катетера с ядом не самаритяне, а криминальная группировка The7, к которой некогда принадлежал Адам «Кейн» Маркус. Перед тем как попасть за решетку, он провалил важную операцию и присвоил кейс с алмазами. Теперь «Семерка» требует, чтобы отступник вернул драгоценные камешки. В обмен на здоровье ребенка и бывшей жены.

Кейн знает, что умрет, поскольку The7 не прощает предательства, но не раньше, чем достанет ценный груз из сейфа в хранилище. Дерганый Линч — его невольный напарник и надзиратель, обязанный ежедневно сообщать об успехах. В прежней жизни Кейна стошнило бы от работы с психопатом, неспособным протянуть и дня без успокаивающих таблеток, однако для дочери он готов на все.

И завертелось! Сегодня — неудачный штурм банка, списанный со «Схватки» Майкла Манна (Michael Mann) . Завтра будет бойня в ночном рейв-клубе, где толпы японцев паникуют под зажигательную музыку Йеспера Кюда (Jesper Kyd) . Далее — Невада, снова Токио и взятие, ни много ни мало, Гаваны — вотчины Фиделя Кастро и «босса-вертолета». Загнанный в угол Кейн выворачивает сюжет наизнанку, превращая в историю о мести и, возможно, раскаянии. Не зря IO Interactive отправляет по его душу снайперов-мотоциклистов в желтых костюмах. Точно — кино. Чужое.

Американ бандито, облико морале

Западная пресса в угрызения совести не верит. В каждой второй рецензии критики пишут, что главного героя не только полюбить — пожалеть нельзя. Перья летят мимо: подобно серии Hitman , Kane & Lynch аморальна в той же мере, в какой безжалостен человек у экрана. Ее прота гонист ничем не хуже киллера Чева Челиоса из «Адреналина», телевизионного маньяка Декстера, мафиози Тони Сопрано, заключенных «OZ» и Невесты из тарантиновской дилогии Kill Bill. Им-то сопереживали, ногти на пальцах грызли. А как дошло до интерактивности, так сразу откуда-то презрение вылезло.

На самом деле, беда игры — не в том, что вместо отважного копа по улицам бегают два угрюмых мужика, и не в циничном добивании раненых (зато вы обезопасите себя от выстрелов в спину!). Слишком уж она примитивна и легка; ни убогая система автоматического прижимания к стенам, работающая через пень-колоду (в IOI не изучали Gears of War ?!), ни «чекпойнты», ни сбитые прицелы «стволов» не помешают вам осилить максимальный уровень сложности за пару вечеров. Чем ближе мы к финалу, тем больше команда. На Кубе нам помогают аж 16 бойцов, хотя это скорее массовка, нежели настоящая армия.

Людобойка

Во всем, что касается тактики, Kane & Lynch копирует Freedom Fighters . Скромный набор приказов («в атаку», «за мной», «стоять»), сносный ИИ… Правда, в отличие от нью-йоркских партизан, эти парни «воскрешают» нас инъекцией адреналина, даруя еще одну попытку без возврата к контрольной точке (слишком частые уколы чреваты «передозом»). Ее, кстати, здесь тоже никто не запоминает. Вышли в Windows — начинайте главу с нуля.

Склерозом больны и враги. Они спят на посту, дожидаясь, когда Кейн наступит на невидимый триггер, не понимают, что сидеть за бетонным парапетом, который почти развалился на куски под градом пуль, — великая глупость, и охотно высовывают руки/ноги/головы из-за укрытий. Мы заходим в локацию, встаем за преграду и аккуратно «снимаем» противников по очереди. Куда бы ни забросила нелегкая, везде «Мурхунь ». Занятие по-своему веселое, но недостойное серьезного шутера.

Вот где зарыта собака, и герои с их сомнительным нравственным обликом тут ни при чем. Кейн и Линч отрабатывают вложения на двести процентов. Колоритная внешность, замечательные озвучка и диалоги, плавная анимация выделяют мрачный дуэт из моря безликих статистов и не дают заскучать. Примерно так талантливые художники IO Interactive облагораживают картинку, стильным дизайном и зрелищными спецэффектами отвлекая внимание от несовременной графики. Движок Glacier Engine, истерзанный пластической хирургией, отстал от прогресса: засилье клонов, простенькое освещение, излишки острых углов на моделях… Смягчают удар приличная физика и модная нынче страсть к отваливающимся плиткам и штукатурке с колонн.

Командный душок

Здесь по законам жанра должна прискакать кавалерия в лице мультиплеера и уберечь Kane & Lynch от шпицрутенов. Один-единственный режим «Fragile Alliance» замешан на оригинальной идее: шайка из нескольких, от 4 до 8, игроков совершает налет на богатое заведение (банк, супермаркет, ресторан и т. п.). Отстреливая полицейских и мирных жителей, они опустошают кошельки и кассы, «зарабатывая» на покупку оружия между матчами. Обчистив район, грабители уезжают на фургоне в светлое никуда и делят «навар» поровну.

В реальности события развиваются иначе, ибо командный дух убивают зависть и жадность. Зачем рисковать, коли можно улучить момент, порешить соратника и забрать куш? Пока ренегат радостно потирает ладони, его жертва восстает из мертвых по ту сторону баррикад. За каждого уничтоженного бандита она получает 10% выпавших денег, плюс особый бонус, если на мушку попал ненавистный предатель. Второго шанса у новоиспеченного блюстителя порядка не будет: «Мы живем только дважды, мистер Бонд».

Увы, IOI то ли не успела, то ли не смогла реализовать концепцию как следует. Четыре (!) карты, нестабильный сетевой код, минимальный комплект удобств наводят на мысль о том, что перед нами — прототип, прилепленный за месяц до отправки мастер-диска в печать. Вдобавок Kane & Lynch зависит от сервиса Games for Windows — LIVE, где ранговые серверы, возможность выбора матчей, голосовое общение и учет онлайновых достижений доступны исключительно «золотым» подписчикам. Неудивительно, что надпись «Waiting for Players» висит по пять-десять минут кряду.

Россияне и их соседи по СНГ, купившие лицензионные «джевелы» от «1С», вообще ничего не увидят. Когда я пишу эти строки, Microsoft еще не запустила GfW — LIVE в наших палестинах, поэтому в дисках нет ключей для бесплатного входа в службу. Горечь обиды сглаживает прохождение «сингла» в «сплит-скрине» — обычная штука на приставках и редкость на РС. Благо, авторы часто разделяют Кейна и Линча на протяжении 16 миссий, показывая происходящее под разными углами. Одно лишь крохотное «но»: помимо приятеля, вам надо найти и подсоединить PC-совместимый геймпад от Xbox 360. Иных изверги-датчане не признают.

Гостья из прошлого

Kane & Lynch появилась некстати. В нынешнем состоянии ей следовало выйти лет пять назад, когда незатейливые перестрелки и «рельсовые» поездки на машинах еще не навязли в зубах. Либо плюнуть на подражание «фабрике грез» и дозреть до открытого, бодрого геймплея годик-другой. Впрочем, чует мое сердце, к 2009-му IO Interactive сотворит K&L 2

Есть успешные видеоигры, которые не просто имеют взрослый рейтинг и не просто вредны для хрупкой детской психики. Некоторые из них целиком построены на субстанции, понятной исключительно зрелому пользователю. Играть в жестокие криминальные боевики сможет любой третьеклашка, и чадо при этом будет радостно гикать и улюлюкать. Но всю ценность таких вещей, как Kane and Lynch: Dead Men, сможет понять лишь сформировавшийся человек.

Поборники нравственности и сторонники жестких запретов на любую спорную продукцию поп-культуры схватятся за вилы с криком: «Ценности в игре про двух уголовников не может быть в принципе!». Свободы слова никто не отменял - пусть себе кричат. Мы же вспомним рассказанную десять лет назад историю очень странной дружбы и очень кровавой мести. А ценность этой истории заключается именно в том, что главными героями здесь стали незаурядные и нестандартные персонажи. Их двое. Они осуждены властями США на смертную казнь. Неподготовленный игрок увидит байку про бандитов. Перед опытным игроком развернется драматичное и непредсказуемое действие.

Заглавных персонажей свела вместе злая судьба: они знакомятся в фургоне для перевозки смертников. Кейн - член мафии и матерый хитман, который пошел против своих же подельников, за что и разыскивается с особым усердием преступным картелем. Линч - страдающий тяжелым психическим недугом горемыка, обвиненный в убийстве жены. Побег со ступенек эшафота запускает череду головокружительных событий, в результате которых два антигероя смогут подружиться, сжимая за спиной заряженные пистолеты.

Сюжет хорош, ведь он не затерт и не захватан липкими руками ленивых сценаристов. Но подача истории отодвигает на задний план основную интригу. Спасаясь от криминального ордена «Семь», Кейн и Линч ныряют в такие отчаянные авантюры, что голова даже у опытного геймера идет кругом. К незаурядной фантазии добавилась отличная постановка и режиссура. Как итог, многие отдельные сцены стали классикой сюжетных игровых боевиков. Навскидку: отряд героев (ну ладно, антигероев) проникает в офис японского концерна под видом мойщиков окон. Или совершает налет на ночной клуб, где сквозь танцоров приходится с трудом проталкиваться. Или штурмует колонию строгого режима, и в результате волна заключенных просто сметает забор вместе с охраной.

Создатели очень тонко прочувствовали баланс между повествованием и интерактивным действием. Вовлеченность игрока и уровень сопереживания достигла небывалых высот. Вот злодеи заставляют Кейна копать себе могилу и убивают на его глазах жену. А вот уже Кейн под непосредственным руководством игрока избивает убийцу той самой лопатой. По уровню кинематографичности Kane and Lynch: Dead Men до сих пор держится на верхних позициях, несмотря на солидный возраст.

Несладкая парочка появилась на свет стараниями датской студии IO Interactive. Эти же разработчики дали путевку в жизнь агенту 47, безымянному киллеру из серии Hitman. Здесь уместно вспомнить, что скандинавские игровые студии вообще отличаются оригинальными и признанными во всем мире экшенами. Суровые потомки викингов из Дании стали авторами игр о Кейне, Линче и 47-м. Шведы из Starbreeze Studios создали дилогию Chronicles of Riddick. А бесконечно талантливые финны из Remedy - Max Payne, Alan Wake и Quantum Break.

Но главной находкой игры стали именно ее центральные персонажи. Кейн - прожженный циник, грабитель и убийца. При этом он готов отдать жизнь за единственную дочь без раздумий и сожалений. Линч сохраняет оптимизм и веру в будущее, при первом приближении он вызывает даже симпатию... Но психопатия Линча заставляет его творить ужасные поступки. Например расстреливать заложников, потому что «стекла противогаза запотели и он психанул». Если присмотреться к очкарику Линчу, то несложно заметить, что процесс яростного криминального безумия доставляет ему незамутненное удовольствие. При всем этом через несколько часов игры за Линча с Кейном начинаешь искренне переживать, испытывая к ним настоящую симпатию, особенно сильную из-за того, что симпатия эта - вопреки.

Атмосфера бескомпромиссного преступного мира достигается трудами сценаристов (они ввели в действие массу колоритных образов) и актеров озвучивания. Смачные диалоги с обилием трехэтажной нецензурной лексики написаны и озвучены изобретательно, эмоционально, но в то же время приземленно и в должной степени реалистично. Паладины с гербом на флаге пускай декламируют зычные лозунги, а наши уголовники орут друг на друга, не щадя наших ушей. И в происходящее на экране монитора или телевизора начинаешь верить. Здесь нет мрачной безнадежной красоты темных улиц, но отпечаток нуара очень четок: героям по определению не суждено радоваться жизни и хлопать в ладоши под новогодней елкой; обе из двух возможных концовок истории одинаково далеки от хэппи-энда.

Основу геймплея в Kane and Lynch: Dead Men составила стрельба и, временами, поножовщина. При этом IO Interactive грамотно вставила в процесс многие достижения конкурентов. Перестрелки порой переходили в прятки за разрушаемыми укрытиями, а лобовая атака вела к перезагрузке чекпойнта. Соратники при ранении впрыскивали друг другу обезболивающее, стелс подразумевал быстрые убийства бесшумным оружием, а в Латинской Америке можно было покомандовать отрядом повстанцев.

В процессе разработки датчане акцентировали внимание прессы на кооперативе. По их словам, Kane and Lynch: Dead Men должна была раскрыться именно при совместном, парном прохождении. Как показала практика, большинство игроков оценило повествовательную часть игры, ее глубокий и неоднозначный нарратив. Что касается кооператива, то один из наших знакомых, исходивший игру вдоль и поперек, заучивший полсотни смачных цитат из нее, был повергнут в шок, узнав, что очкарик-Линч играбелен в принципе...

Кинокомпания Lionsgate в свое время выкупила права на экранизацию Kane and Lynch. Киношники бросились к работе, засучив рукава, и множество сплетен то указывали на скорое начало съемочного процесса, то на якобы точную дату премьеры. На главные роли, по слухам, сватались Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон и даже Джейме Фокс. Фильм так и не был снят. Видимо, это и к лучшему.

Западная пресса, что характерно, приняла игру о смертниках гораздо более прохладно, чем русскоязычная. Датских разработчиков ругали за мерзавцев и негодяев, ставших главными героями. В стране, где из каждой «маршрутки» разносятся адские звуки шансона, игру приняли гораздо теплее. Хотя, справедливости ради отметим, что в Kane and Lynch форма оказалась все-таки важнее содержания: образы и сюжет заставляли играть до финальных титров, но геймплей при этом временами терял динамику, сложность колебалась от нелепой до невозможной, а стелс вышел недоработанным.

Вторую часть игры занесло в края визуальных экспериментов - ее стилизовали под любительское видео. Вышло очень стильно, но многие не оценили. О дальнейшей судьбе Кейна и Линча новостей нет и не предвидится. Но эти брутальные, избитые судьбой, сильные и суровые мужчины вошли в историю геймдева как один из самых узнаваемых дуэтов. Для малышей и борцов за чистоту морали есть дуэт Соника и Майлза. Для поклонников творчества Тарантино и де Пальмы - Кейн и Линч.

Kane & Lynch: Dead Men – это в первую очередь задорное такое интерактивное кино, которое нужно смотреть в крошках попкорна и, максимум, в компании лучшего друга: любимая девушка, силком затянутая на такой фильм, может в отместку стать чей-нибудь другой любимой девушкой. И только потом - это виртуальный командный экшен c видом от третьего лица. Подобная расстановка приоритетов разительно отличает новую игру IO Interactive от их предыдущего проекта - во всех частях Hitman был не менее яркий киношный герой и голливудский размах дизайна, но эффект разорвавшейся бомбы там получился все-таки от грамотного соединения этой харизматичной «киношности» и новаторского, многогранного игрового процесса.

Нарезка по мотивам

С этой точки зрения Kane & Lynch: Dead Men куда более простая, почти одноклеточная игра: новаторства здесь не больше, чем заслуги самой сборной России в ее попадании на чемпионат Европы по футболу. Игровой процесс вторичен: игра одновременно напоминает и Gears of War , и собственный же проект IO Interactive Freedom Fighters. Поясним: основное наше занятие здесь - стрельба из-за укрытий, которые в изобилии раскиданы по уровням. Вплотную подведенный к препятствию персонаж сам займет нужную позицию, позволяющую, ловко выглядывая из «домика», пачками разить супостатов. Те, в свою очередь, тоже постоянно прячутся за колоннами, машинами, кусками арматуры, бетонными плитами и т.д. Выбывшие из строя напарники возвращаются к жизни элементарным способом - нужно добежать до него и успеть вколоть дозу адреналина.

Есть и привычная система незамысловатых тактических приказов товарищам: их можно бросить в лобовую атаку, заставить защищать выбранную точку или следовать за нами. Справедливости ради отметим, что система эта удобнее и эффективнее той, что мы видели в Gears of War.

Но на этом положительные сходства заканчиваются. В Kane & Lynch: Dead Men нет умных врагов, которые бы постоянно маневрировали и сближали дистанцию. В итоге компьютерные болваны умирают толпами, услужливо застилая собой ковровую дорожку к финалу. Нет гибкой системы маневрирования между препятствиями, позволяющей выстраивать целые тактические схемы. Да и основы для подобной тактики мало – большинство уровней не дают возможности для полноценных маневров. Из местных коридоров нет ответвлений, чтобы зайти врагу в тыл: все очень прямолинейно, даже на открытых пространствах. Есть исключения, но они носят разовый и в целом неприметный на общем фоне характер.

Хит-парад заимствований продолжает собственно Hitman: наш страшноватый протеже Кейн может зайти неприятелю сзади и тихо вырубить его с помощью фирменной заточки на пальце. Но и тут все очень поверхностно: ситуации, когда этот прием реально задействован в игровом процессе, единичны.

Помимо этого четко, но без огонька соблюдены все актуальные тенденции жанра: на экране нет полоски здоровья, получив критические ранение, персонаж должен отсидеться где-нибудь, пока картинка перед глазами сменит тревожный темный фон на обычный. Герой не может нести на себе одновременно целый музей оружейного искусства: у него есть всего два слота под основную и дополнительную пушки плюс гранаты.

Уровни и их дизайн - это тоже попурри по мотивам самых разных игр, как собственных, так и не очень. Стремительные погони на авто с отстрелом полицейских и последующими пешими прятками живо напоминают прошлогодних «Бешеных псов » от Volatile Games и, конечно же, культовую Mafia. Фееричный спуск на канатах с вершины небоскреба - дань уважения подвигам Сэма Фишера, а уровень в ночном клубе, где наши герои устраивают кровавую баню не только охране, но и несчастным посетителям, - практически один в один взят из серии Hitman. То же самое можно сказать про джунгли в конце Kane & Lynch: Dead Men. Тут вообще прямая отсылка к первой части похождений лысого киллера, где после набора шикарных, головокружительных миссий нас окатили холодным душем унылых и совершенно выбивающихся из общего стиля перестрелок в очень похожих зарослях папоротника и бамбука.

Вряд ли способна чем-то удивить и графика: еще летом мы бы пускали на нее слюни, но сегодня на фоне Crysis и Unreal Tournament 3 просто констатируем: да, красиво, да, отличная детализация моделей и текстур, особенно заметная на топовых видеокартах (минимум GeForce 8800 GT), да, хорошая работа со спецэффектами. Но - ничего выдающегося. Плюс местами слишком уж простенькое убранство уровней и не самая лучшая оптимизация движка.

Важнейшее из искусств

Означает ли эта вторичность и упрощенность многих элементов, что играть в Kane & Lynch: Dead Men неинтересно? Отнюдь. Виной та самая фонтанирующая «киношность» действия. Это очень мужской, динамичный и слегка безумный боевик, который делает ставку не на тактику или тщательное планирование миссий, а на бешеную скорость, размах и постановку хлестких, неординарных ситуаций, в которые попадают наши герои. Ну и, конечно, на харизму собственно Кейна и Линча. По всему видно, что образы этих двух «плохих парней», один из которых и вовсе откровенный псих и подонок, изначально писались с прицелом на съемки голливудского фильма по мотивам. Неслучайно практически сразу же после релиза стало известно о покупке прав на экранизацию, в которой будут задействованы Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон.

По идее, это должно быть кино в тарантиновском духе. Сами образы героев очень напоминают незабываемый дуэт Квентина Тарантино и Джорджа Клуни в картине «От заката до рассвета »: один - пугающий всех своей безбашенностью псих, другой - суровый, но элегантный мужчина в костюме с фирменными отметками на теле. У Клуни это была татуировка на всю шею, у Кейна - пластырь на носу и огромный шрам на лице. Впрочем, у обоих игровых героев полно и собственного специфического обаяния. Да и без скелетов в шкафу не обошлось…

История двух уголовников, которые получили шанс на спасение, а в итоге пошли тропой мести и собственных психозов, - намертво прибивает к стулу, безоговорочно требуя полного погружения вплоть до финальных титров. Терпкая смесь безысходности, насилия (порой - немотивированного) и какой-то щемящей тоски по потерянному счастью, осколки которого еще вроде бы можно спасти, дает потрясающий эффект. Мы сопереживаем «плохому парню» по ту сторону экрана. Плюс, конечно, работает фактор таинственности: откуда шрам на лице Кейна, почему и как все это с ним произошло? Убивал ли Линч свою жену, что это вообще за человек и насколько он болен? Сценаристы очень грамотно выстроили историю, раскрывая карты строго по талонам и так, чтобы эффект был соответствующим: то есть чтобы мы натурально присвистывали в такт новым открытиям и неожиданным зигзагам повествования.

Авторы специально выстраивают похожие по другим играм ситуации, но благодаря «эффекту Линча» показывают совершенно неожиданную развязку. Участие нашего безумного товарища превращает рутинный захват заложников в кровавое месиво, а наметившаяся было романтичная линия с участием миловидной дочери японского мафиози (все уже приготовились к томным улыбкам и пикантным воспоминаниям) неожиданно заканчивается на полуслове...

Многие миссии, как бы они ни напоминали виденное где-то ранее, проходятся на одном дыхании. Взяв за основу саму ситуацию (тот же ночной клуб или спуск по стене небоскреба), дизайнеры добавили новых красок с поправкой на общую безбашенность происходящего: в итоге мы тонем в ливне из пуль, осколков и трупов. Возможность устроить полномасштабную войну на улицах обычного мирного города дарит свежие, хотя и не совсем здоровые эмоции. Вся эта феерия насилия заставляет добрым словом вспомнить о Stranglehold. Тем более что физическая модель в Kane & Lynch: Dead Men работает схожим образом: колонны, за которыми прячутся участники виртуального противостояния, очень податливы к пулям и охотно расстаются с целыми кусками бетона или мрамора. И это еще один аргумент в пользу игры.

Наконец, нашлось место для уникальных, надолго остающихся в игровой памяти сцен, которые и придуманы, и поставлены по высшему голливудскому счету. Пижонский въезд в тюрьму на огромном самосвале с последующим очень досрочным освобождением бывших «корешей» заставляет восхищенно присвистывать. А сцена на заброшенной свалке, где мы вот только что стояли по колено в собственной могиле, а через пару минут уже остервенело всаживаем очередь за очередью в стекло грузовика, пытающегося раздавить дочь Кейна, - явный победитель в номинации «Шок - это по-нашему!»

Понятно, что в такой ситуации глупо ждать умных врагов и тактики в духе той же Gears of War: противники берут числом, создавая плотную огневую завесу, чтобы наше залихватское продвижение по сюжету оставляло после себя как можно больше крови, пыли и осколков. Массовка прекрасно отрабатывает свой скромный гонорар - и это главное. К тому же справедливости ради нужно отметить, что на высшем уровне сложности игра местами все-таки потребует применения тактических навыков - и тогда казавшаяся бесполезной система управления отрядом вдруг окажется очень даже кстати. Тем более это применимо к мультиплееру: именно там вторичная по отношению к сюжету боевая система полностью раскрывает себя.

* * *

Но главный аргумент Kane & Lynch: Dead Men - это яркий выпуклый стиль и незабываемая атмосфера, которая чем-то напоминает одновременно Hitman и Max Payne. Здесь та же безысходность, которая серой дымкой стелется над всем этим насилием, кровью и дымящимися гильзами. Заслуга в этом не только сценаристов и авторов великолепных роликов и мини-сцен, но и тех людей, кто ставил звук. У IO Interactive по традиции этому уделено особое внимание. Тяжелый, уставший голос Кейна, гулкое сердцебиение, детский смех или плач в сопровождении грустной лирической музыки выражают больше, чем мегабайты текста и километры отснятой пленки в иных кино или игровых проектах. Именно эта атмосфера придает цельность той мозаике узнаваемых образов, сцен и игровых элементов, которая положена в основу Kane & Lynch: Dead Men. В итоге мы получили действительно что-то уникальное, яркое. Хотя и не продуманное до конца: если бы не откровенная «усталость» последних заданий (увы!), проект можно было бы назвать стопроцентным шедевром. А так - просто отличная, интересная игра, которая запоминается и оставляет то послевкусие, которое определенно требует продолжения банкета. Не думаем, что IO Interactive заставит нас долго томиться ожиданием.